Замечательными творениями сотен и сотен мастеров предстает перед нами в коллекциях музея народное творчество. Ярко и образно проявляет себя художественный талант в национальной культуре, а она в Тюменской области необычайно многолика. Сибирь осваивалась разными народами. Предки ханты, манси и ненцев жили здесь на протяжении десятилетий. Сибирские татары вышли из среды кыпчаков, кочевавших по бескрайним сибирским землям в средние века. Русские стали заселять Сибирь с конца XVI века. Коми-зыряне, поволжские татары, чуваши, марийцы пришли сюда лишь во второй половине XIX - середине ХХ веков.
Переселенцы, оторвавшись от своей исторической родины, не растворились в просторах Сибири. Напротив, они основали множество национальных поселений, вели традиционное хозяйство, сохраняли традиции предков. Каких только деревень нет сегодня в Тюменской области: русские, украинские, белорусские, татарские, хантыйские, мансийские, коми-зырянские, чувашские, поволжско-татарские, марийские...
Каждый народ принес в Сибирь свою неповторимую культуру, язык, свой опыт, знания и умения в области многих ремесел. Люди обживали, осваивали окружающий мир, утверждали себя в этом мире, создавали материальную культуру бытия. Во всем, что выходило из рук народного мастера, выражался опыт многих поколений в обработке различных материалов: дерева, глины, металла, кожи, меха, шерсти, льна. Но рациональная конструкция предмета домашней утвари или традиционный крой одежды преобразовывались народным мастером в индивидуальное художественное воплощение, превращая утилитарный предмет в произведение, достойное всеобщего внимания. Именно в творческом восприятии мира, в желании преобразовывать человек проявлял свою истинную человеческую суть, ощущал себя творцом. И эта потребность в творчестве была огромной в любом народе.
Культура народов формировалась под влиянием определенных этнических и природных факторов. Поэтому в предметах разных по языку и происхождению народов так заметно их национальное своеобразие. Но вместе с тем нельзя не обратить внимание на их глубинное родство, заметное в изобразительных сюжетах на вышитых и тканых изделиях, в орнаментах резных и кованых предметов. Каждый мастер вкладывал в свое творение добрую магию предков, надеясь на защиту и поддержку сил природы. Прочными внутренними нитями творчество любого народа связано с образами природы. Знаки солнца, главной плодородящей силы, в виде круга, ромба, креста встречаются в изделиях и славянских, и тюркских, и финно-угорских народов. Прямое или схематичное изображение животных (коня, птицы, оленя) тоже свойственно всем. Живые силы воспеваются и в растительных образах: побегах, ветвях, цветах, деревьях. Чувство родства с природой велико в каждом народе, поэтому национальная культура - это неповторимая страница в книге общечеловеческой культуры, где все связано с общим смыслом.
На развитие национальных культур в Сибири оказало существенное влияние то, что народы, ранее проживавшие на разных территориях, в Сибири оказались в непосредственном соседстве: белорусы живут рядом с сибирскими татарами, поволжские татары - рядом с украинцами, марийцы - рядом с манси и так далее. Находясь в живейших культурных, бытовых, семейных контактах, народы не могли не оказать друг на друга влияния. Поэтому так схожи стилистика, форма, технология производства предметов, сделанных руками мастеров разных национальностей.
В альбоме народное творчество представлено в разных аспектах его выражения - в костюме, золотном и бисерном шитье, кожаной и меховой мозаике, ткачестве, вышивке, кружевоплетении, ювелирном искусстве, гончарном ремесле, в художественной обработке дерева и металла.
Читать далее